На сегодняшний день  вопрос обучения детей с ограниченными возможностями является приоритетным, формируются инклюзивные классы, развивается дистанционное образование, применяются домашние формы обучения. Для того, чтобы реализовать право на образование детей-инвалидов создаются специальные условия, при которых учитываются их психофизические особенности развития. Особое детство сейчас на слуху, проекты, направленные на помощь и развитие особенных детей, поддерживаются и государством, и частными благотворителями.

В то же время существует огромная проблема профориентации подростков-инвалидов и их предпрофессиональной подготовки.  Ее действующая модель для подростков с ОВЗ требует корректировки и усовершенствования – в этой системе совершенно отсутствует методика профессионального самоопределения для подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Государственные колледжи и техникумы занимаются в большинстве своем только легкой умственной отсталостью, а для других категорий подростков с ОВЗ отсутствует какая-либо перспектива предпрофессиональной подготовки.

В связи с этим сложилась такая ситуация, при которой именно родительские общественные организации начинают создавать модель профориентации подростков с умеренными и тяжелыми нарушениями развития. Родители, как никто, понимают важность развития таких программ, так как дети быстро растут. И вскоре они должны будут вступить во взрослую жизнь. Но, не имея возможности в подростковом возрасте получать какие-либо профессиональные навыки и умения, с помощью которых они смогли бы в будущем  не только реализовывать свои возможности, но и при определенных условиях зарабатывать на жизнь. В противном случае, все усилия, которые были приложены для развития ребенка-инвалида в детском возрасте, не имея логического продолжения, постепенно сойдут на нет. И начнется деградация человека, вынужденного сидеть дома.

ИРООРДИ «Солнечный круг» проявила инициативу и разработала профориентационный проект по предпрофессиональной подготовке именно для этой категории подростков – «Мое дело».

Целью проекта является выявление способностей, склонностей к определенному виду деятельности у подростков с нарушениями развития умеренной и тяжелой степени (интеллекта, эмоционально-волевой сферы, психики и другие особенности развития) посредством проведения занятий по следующим направлениям:

– мини-типография;

– столярная мастерская;

– кулинарная мастерская;

– художественная мастерская.

Занятия в художественной и кулинарной мастерской проводятся наставниками, старт занятий в мини-типографии и столярной мастерской запланирован в сентябре 2017г.

Результатами занятий по этим направлениям будет вовлечение подростков в производительный труд, формирование осознанного профессионального самоопределения, дневная занятость подростков с тяжелыми нарушениями развития, а также создание работающей модели предпрофессиональной подготовки для данной категории лиц.